• В современном мире вопросы энергосбережения и экологии становятся все более актуальными для современного общества. Тема технологий энергосбережения рассматривается на уровне международной и государственной политики. Ежедневно обсуждаются вопросы об ограниченности природных ресурсов, изменениях в климате
    и прочих проблемах. Постоянный рост цен и тарифов на энергоресурсы прямым образом отражается в производственном процессе любого предприятия. Решение данной проблемы видится в одном – необходимость экономить энергию и проводить мероприятия, способствующие этому. Сырье постоянно дорожает, следовательно, растут цены на электрическую и тепловую энергии, а экологическая обстановка на нашей планете лишь ухудшается.

    Казалось бы - где связь между энергосбережением и экологией?

    Но в действительности эта связь прослеживается как нельзя лучше.
    В промышленных масштабах эту связь отследить проще всего, так как активное использование энергосберегающих технологий приводит к значительному сокращению затрат на электроэнергию, что в свою очередь уменьшает негативное воздействие
    на окружающую нас среду. Современные люди, желающие жить и растить детей
    в хорошей экологической обстановке, все чаще начинают задумываться и ценить экологически чистые материалы, чистый воздух и воду, натуральные продукты питания
    и здоровую экологию вокруг себя. Человек научился понимать, что от того, каким воздухом он дышит и какую воду он пьёт, зависит его здоровье и благополучие.

    Энергосбережение (экономия энергии) — реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных
    на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

    Энергосбережение — экологическая задача по сохранению природных ресурсов
    и уменьшению загрязнения окружающей среды выбросами продуктов сгорания топлива
    и экономическая задача по снижению себестоимости товаров и услуг. Актуальность энергосбережения растет во всех странах, особенно в небогатых своими энергоресурсами, в связи с опережающим ростом цен на основные традиционные виды энергоресурсов
    и постепенным истощением их мировых запасов. Энергетические кризисы наряду
    с экологическими проблемами наиболее сильный стимул для энергосбережения.

    Энергосбережение позволит при небольших вложениях снизить энергопотребление, что позволит теплоэлектростанциям работать с меньшей нагрузкой и, следовательно, сжигать меньше топлива. Такой подход к проблеме взаимосвязи энергосбережения и экологии поможет сделать окружающую среду более комфортной
    и чистой. Заметную роль в рациональном использовании энергоресурсов и в уменьшении влияния жизнедеятельности человека на экологию занимают энергосберегающие технологии.

    Энергосбережение подразумевает выполнение различных мер для привлечения возобновляемых источников энергии, снова в производственный процесс.
    Все мероприятия, направленные на энергосбережение, носят организационный, правовой, научный, экономический и технический характер. Говоря, об энергосбережении мы также подразумеваем, сохранение природных ресурсов, что на сегодняшний день является более чем актуальной проблемой.

    На сегодняшний день энергосбережение является основным стимулом в развитии экономики рынков потребительских услуг и материалов. Применение альтернативных источников энергии становится всё более популярно, в энергосберегающих технологий. Солнечные батареи в комплексе с применением солнечных коллекторов, могут быть использованы как в качестве дополнительного, так и основного источника энергии, ограждая таким образом конечного потребителя от необходимой зависимости
    в централизованных энергетических сетях. Таким образом сокращается потребление твердых видов топлива и энергии.

    На обогрев зданий в зимний и охлаждение в летний периоды расходуется большое количество тепловой и электрической энергии. Применение комплекса грамотных решений  позволяет многократно снизить самые крупные статьи расхода энергии — на отопление, горячее водоснабжение и кондиционирование.

    В качестве энергосберегающих технологий в производстве или в быту можно применить следующие меры:

    - становить в межрамное пространство окон пленки из ПВХ, предназначенные
    для уменьшения потерь тепла через окна. Пленка прозрачна, толщина ее 80 микрон
    и она создает эффект установки еще одного стекла. С помощью этой пленки возможна экономия тепла от 15-30 %, что существенно снизит тепловое потребление в помещении;

    - замена ламп  накаливания на люминесцентные или светодиодные лампы. Использование уже морально устаревших ламп накаливания приводит к перерасходу электроэнергии,  поскольку светодиодные или люминесцентные лампы, вырабатывающие аналогичный  по мощности световой поток, потребляют в 4–9 раз меньше электрической энергии. Такие лампы хотя и стоят дороже, чем лампы накаливания, но и срок службы их в 2–3 раза больше. Люминесцентные лампы устанавливаются в те же цоколи, что и лампы накаливания, поэтому переоборудование системы освещения – процесс несложный;

    - организация автоматизированного теплового пункта, позволяющего вести индивидуальный  учет потребления тепла. Такой подход актуален для потребителей, которые имеют возможность регулирования расхода теплоносителя в зависимости
    от своих собственных потребностей. Для поддержания заданного температурного графика в системе отопления необходимо установить регуляторы на отопление с датчиками внутреннего и наружного воздуха. По временной программе регулятор может осуществлять повышение температуры воздуха в помещениях в рабочее время
    и снижения в выходные дни и ночные часы, что актуально для предприятий, работающих в одну смену. Автоматизированное изменение отопительной нагрузки позволяет сэкономить энергию в осенне-весенний период;

    - установка датчиков движения и доводчиков на двери. Главным преимуществом датчиков движения является их простая  установка, не требуется прокладка специальных сетей управления или применение специализированного дорогостоящего оборудования. Датчики движения устанавливаются в разрыв электрической цепи и сразу готовы
    к использованию. С помощью этих приборов можно сэкономить 70–80% электрической энергии, затрачиваемой на освещение в здании. Установка дверного доводчика существенно уменьшает количество проникающего в помещение холодного воздуха, что приводит к заметной экономии энергии на отопление.

    Все вышеперечисленные мероприятия можно использовать как промышленным, так и бытовым потребителям.

    На ряду с бурным развитием научно-технического прогресса в области технологий энергосбережения, часто можно столкнутся с пресловутым человеческим фактором обусловленным применением столь эффективных на сегодняшний день технологий. Наукоемкие отрасли предлагают нам различные варианты использования и применения энергоэфективных технологий, богатое разнообразие средств и методов энергосбережения, и варианты их применения для любой энергопотребляющей отрасли.

    Как показывает практика применения, энергоэффективность проектируемых объектов зависит не только от качества используемого оборудования, не последнюю роль в этом процессе будет играть технология использования самих средств энергосбережения. Необходима грамотная эксплуатация данных технологий.

    В качестве примера можно привести банальную бытовую ситуацию. Некий гражданин, вдохновленный идеями энергосбережения, приобрел энергоэффективные источники света для своего жилища. Заранее изучив технические характеристики данных приборов, он стал использовать их более продолжительное время без отключения. И каково же будет его удивление в конечном счете, когда за отчетный период времени он не получит экономического эффекта от использования данных осветительных приборов. В этом и заключается ложное энергосбережения.

    Энергосберегающие технологии должны использоваться в сумме со здравым смыслом. Нет никакой необходимости использовать работающий источник света тогда, когда в нем нет необходимости, и также не стоит с большой периодичностью прерывать его работу. Процесс включения и отключения от энергосети должен быть грамотно рассчитан.

    Грамотное применение энергосберегающих материалов является практической гарантией сокращения расходов на эксплуатацию и обслуживание любых энергозависимых объектов, требовавших больших материальных затрат на обслуживание, в том числе и по теплоэнергетике.

    На сегодняшний день существует огромное количество готовых энергосберегающих решений, приборов учета, датчиков, и непосредственно эффективных энергопотребляющих устройств. В таких условиях существует отличная возможность выбора средств энергоэффективности исходя из их качеств и себестоимости.

    Экономика энергосбережения требует согласования интересов производителей и потребителей энергии. Такое согласование заключается в том, что ресурсные возможности у производителя и потребительское энергосбережение рассматриваются одновременно и на единой основе. Инвестиции должны направляться туда, где обеспечиваются минимальные затраты произведенной или сбереженной энергии. При таком подходе обеспечивается спрос на энергоресурсы с наименьшими затратами.

    Надежность электроснабжения и показатели электрической энергии должны соответствовать техническому регламенту, определенному в Федеральном законе об электроэнергетике, что говорит о высокой значимости в вопросе электроснабжения потребителей. Не соблюдение данных требований может носить катастрофический характер, причем не только для конечного потребителя, но и для всех элементов энергетической сети. Можно перечислить лишь несколько негативных последствий таких как многократное увеличение потери электрической энергии, повышенный нагрев элементов сети, увеличенные потери мощности сети, и все это в свою очередь приводит к еще большему ухудшению качества электрической энергии.

    В вопросах энергосбережения следует понимать, что готового решения не существует и существовать не может. Постоянный рост энергоемкости производств, а также рост цен на энергоносители заставляют искать индивидуальные решения для конкретного производства, с последующим мониторингом энергоэффективности. Только таким образом можно вывести энергосбережение на иной уровень качества.

    Заметное и растущее в современном обществе стремление достигать материального благополучия любой ценой захватывает молодое поколение. Сегодняшний школьник больше предпочитает потребительскую среду. Семья – это еще одна потребительская ячейка. Организация досуга обязательно сопровождается большим количеством энергии, а значит, так же носит потребительский характер. А энергосбережение в любой сфере сводится по существу к снижению бесполезных потерь энергии. Это касается как производства, так и быта. Следовательно, в данный момент на первый план выходит вопрос формирования у учащихся гражданской позиции и психологической настроенности на рациональное и экономное использование природных ресурсов. 

    Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01.06.92 г.) и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России.

    В апреле 1996 года был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении».

    Новый Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года определяет основные требования к энергетической эффективности предприятий, организаций, в том числе бюджетных и осуществляющих регулируемые виды деятельности, требования в отношении отдельных видов товаров и оборудования, зданий, в том числе многоквартирных домов, определяет условия энергосервисных контрактов, правила создания и функционирования саморегулируемых организаций энергоаудиторов, вводит штрафы за невыполнение отдельных требований и нормативов энергоэффективности.

    Сегодня энергоэффективность и энергосбережение входят в 5 стратегических направлений приоритетного технологического развития, названных президентом РФ Дмитрием Медведевым на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которая состоялась 18 июня 2009 года.

    Президент России Владимир Путин, выступая на Российской энергетической неделе, заявил, что будет просить правительство актуализировать госпрограмму энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также продлить ее до 2035 года. "У России огромный потенциал в повышении энергоэффективности. Он оценивается в треть от текущего потребления энергии. В этой связи, прошу правительство России актуализировать госпрограмму энергосбережения и повышения энергоэффективности. Недавно только говорили об этом на соответствующем совещании с правительством. Необходимо продлить ее. Мы это сделаем до 2035 года, усилив работу по всем секторам национальной экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, ЖКХ, чтобы добиться амбициозных целей по снижению энергоемкости ВВП", - подчеркнул президент.

    Дать ребенку знания – сложная задача, но еще сложнее сделать так, чтобы эти знания становились для него руководством в жизни, определяя ее нормы и правила. Жизненно необходимо, вовлекая сегодня всё большее количество учащихся в процесс обучения умениям и навыкам энерго- и ресурсосбережения, системно и непрерывно осуществлять у подрастающего поколения воспитание культуры энергосбережения.  И одним из ключевых инструментом в решении данной проблемы является школа. 

    Одно из направлений реализации воспитательной деятельности нашей гимназии является экологическое , целью работы которого стало создание условий для формирования экологической грамотности и навыков бережного отношения к энергоресурсам и энергопотреблению.

    Целевыми ориентирами результатов воспитания на уровне начального общего образования по экологическому направлению являются:

    - понимание ценности природы, окружающей среды, зависимости жизни людей от природы;

    - способность правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды;

    -  любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;

    - готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.

    Целевыми ориентирами результатов воспитания на уровне основного общего образования по экологическому направлению являются:

    -  применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

    - понимание глобального характера экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире;

    - выражение неприятия действий, приносящих вред природе, окружающей среде;

    - сознание своей ответственности как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

    - готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности и энергосберегающей деятельности.

    Педагоги гимназии помогают детям больше узнать о правильном обращении с энергией для того, чтобы не только сократить при этом расходы, но и сохранить окружающую среду от разрушения, ведь чем рациональнее расходуется тепло и электричество, тем меньше используются драгоценные запасы сырья.

    При планировании работы были выбраны три основных направления: сбережение электроэнергии, экономия воды, охрана природных ресурсов. Все три направления включают в себя теоретическую и практическую деятельность.

     В гимназии ежегодно проводится тематическая неделя, посвященная вопросам экологии. Например, в 2021-2022 учебном году волонтёры экологического движения «РазДельный Сбор» рассказали ученикам и учителям о правилах сортировки, способах утилизации и о том, во что отходы превращаются после переработки. Показателями результативности тематической недели являются: изменение отношения учащихся к проблеме энергосбережения в школе, дома, в стране, реализация поставленных в начале недели целей и задач. Это подтверждается с помощью опроса, анкетирования.

    В течение нескольких лет гимназисты задействованы в проектах «КрышечкиДоброТЫ» и «Экологический диктант». Стало доброй традицией раз в четверть организовывать сбор макулатуры.

    Вопросы энергосбережения рассматривают и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. Во время проведения различных акций ребята учатся быть настоящими хозяевами своей страны. Мы приучаем их бережно и экономно использовать всё то, что предоставляет нам природа. 

    Мы считаем, что стимулирование энергосберегающих проектов и пропаганда энергосбережения в стенах школы будет способствовать бережному отношению к природе, ресурсам, как к возобновляемым, так и к невозобновляемым.

    Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее — за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: солнечной, ветровой, волновой и другими. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто в быту и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше энергии, чем ее реально необходимо использовать.

    Таким образом, если школа в целом старается существенно сокращать расходы энергии, а обучающиеся лично участвуют в программе энергосбережения, результат не заставляет себя ждать. Системность работы  по энерго- и ресурсосбережению способствует повышению уровня осведомленности в данном вопросе у участников образовательного процесса и формированию сознания необходимости экономии и бережливости у обучающихся. 


    Текст: Новости Приморского района Санкт-Петербурга
    Фото: centrattek.ru
    Разделы:
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2